Падшие Ангелы
Прежде падения человека совершилось падение ангелов падших: праотцы наши были еще в раю, а падшие ангелы, низвергнутые с неба, уже скитались в поднебесной изгнанниками и мрачными демонами. Преступление их на небе состояло в возмущении против Бога. Зачинщиком этого возмущения был один из прекраснейших Херувимов, особенно обиловавший дарами Божиими. Оплакивая его падение по действу Святого Духа, пророк Исайя показывает вместе с тем и причину его падения. "Како спаде с небесе денница, восходящая заутра? Сокрушися на земли, посылаяй ко всем языком. Ты же рекл ecu во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу: Взыду выше облак, буду подобен Вышнему. Ныне во ад снидеши, и во основания земли" [14]. Плач, заповеданный Богом пророку Иезекиилю над князем Тирским, который в нашей Библии уподобляется Херувиму, а в тексте, приводимом преподобным Кассианом, прямо называется Херувимом, относят святые Андрей Критский и Кассиан [15] к главному падшему ангелу. Но и самый смысл текста заставляет отнести к нему вдохновенный плач Пророка. "Быстъ слово Господне ко мне, говорит Пророк, глаголя: Сыне человечь, возми плачь на князя Тирска, и рцы ему: сия глаголет Адонаи Господь: ты ecu печать уподобления, исполнен премудрости и венец доброты. В сладости рая Божия был ecu, всяким камением драгим украсился ecu... и златом наполнил ecu сокровища твоя, и житницы твоя, от негоже дне создан ecu. Ты, с Херувимом вчиних тя в горе святей Божий, был ecu среде качений огненных. Был ecu ты непорочен во днех твоих, от негоже дне создал ecu, дондеже обретошася неправды в тебе. От множества купли твоея наполнил ecu сокровища твоя беззакония, и согрешил ecu, и уязвлен ecu от горы Божия: и сведе тя Херувим осеняяй от среды камыков огненных [16]. Вознесеся сердце твое в доброте твоей, истле хитрость твоя с добротою твоею: множества ради грехов твоих на землю повергох тя, пред цари дах тя во обличение. Множества ради грехов твоих и неправд купли твоея, осквернил ecu святая твоя" (Иез. 28, 11 18). Эти слова Пророка никак не могут быть отнесены к земному князю Тира: Тир был основан идолопоклонниками и постоянно пребывал в нечестии, следовательно, князь его никак и никогда не мог быть печатию уподобления, венцом правды, никак не мог быть помещен в раю и вчинен в Херувимах. Что Господь заповедует Пророку плач о ангеле падшем, нисколько не странно: Всеблагий Господь открывает нам в заповедании этого плача великое Свое милосердие и сострадание к погибшему созданию Своему. И человек, когда по дару Святого Духа ощутит в душе своей обилие вышеестественного благодатного милосердия, не может не сострадать всей твари, подвергшейся падению и томящейся в нем, не исключая и самих ожесточенных врагов человеческого рода, демонов. Обольщенный и увлеченный самомнением и гордынею, Херувим обольстил и увлек с собою великое множество ангелов, между которыми многие были из высших степеней. Апостол упоминает между духами злобы падших властей и начала. Архистратиг Михаил противостал возмутившемуся Сатане, соделавшемуся произвольно родителем и начальником зла.
"И бысть брань на небеса: Михаил и Ангели его брань сотвориша со змием, на змий брася и ангели его. И не возмогоша, и места не обретеся им ктому на небеси" (Апок. 12, 7. 8). "И хобот его отторже третию часть звезд небесных, и поверже я в землю" (Апок. 12, 4). Так значительно было число последователей возмутителя, что Писание, уподобляющее здесь ангелов звездам небесным, признает увлеченными хоботом змия, т. е. согласием и повиновением ему, третью часть этих светил небесных. Тогда по мановению Божию низвергся с неба Сатана с последователями своими, а святые Ангелы, пребывшие верными Богу, утверждены благодатию Божиею в добре и сделались вполне непреклонными ко злу, чего они прежде не имели. С того времени брань между Ангелами света и ангелами тьмы не утихает, потому что не прекращают сии последнии в ожесточенном упорстве своем враждовать и вооружаться против Бога. Мгновенным, быстрым было падение диавола с неба: "видех, говорит Предвечное Слово, Сатану яко молнию с небесе спадша" (Лк. 10, 18); но эта быстрота падения не открыла ему его бессилия и всемогущества Божия так глубоко он омрачился и пал в самом себе. Лишенный благодати Божией, он не сохранил и собственного естества в целости, страшно повредился до того повредился, что Писание причислило его к зверям, и из имен зверей приложило ему имя самого злобного и лукавого зверя змея. Это название дается ему и в Ветхом, и в Новом Заветах (Быт. 3, 1 и далее; Апок. 12, 9).
Со времени падения своего главный падший ангел соделался главою духов, увлеченных им в погибель, и многие из начальных ангелов соделались его помощниками в царстве тьмы и зла. Разнообразие естественных способностей, находящееся в Ангелах Света, осталось в ангелах падших; но так как все их способности направлены ко злу, то большие способности суть условия большего зла. Поэтому видим мы из жизнеописаний святых отцов, что между бесами, кроме верховного повелителя, есть князья, есть подчиненные бесы, есть более и менее сильные, есть более или менее злые. Различные названия падшего ангела имеют следующие значения: "Сатана" слово еврейское, значит враг, противник; то же значение имеет и греческое слово "Диавол"; "демон" слово греческое, значит ум, дух, гений, но употребляется единственно к означению падшего ангела. Все эти слова равновесны русскому слову "бес". Низвергнутые с Неба ангелы тьмы поместились в поднебесной, которая в Священном Писании и в святых отцах именуется также воздухом: посему и жители этого пространства именуются духами, силами, князьями воздушными.
Начальник ангелов падших не удовольствовался своим первым падением: он присовокупил к нему второе, после которого состояние его еще более изменилось, и он сделался ангелом, вполне отверженным, вполне чуждым всякого добра и всякой надежды возвращения к добру. В то время как он, нося внутри себя страшную пустоту уныния и мрака, образовавшуюся отступлением благодати Божией, блуждал с полчищами своих демонов в поднебесной пустыне, первозданная чета человеков наслаждалась блаженством в раю. Неизреченным милосердием Божиим допущено было падшему ангелу проникнуть в рай, вероятно, с тем, чтоб он, увидев блаженство новосозданных тварей, опомнился, и, увидев, как удобно Творцу заменить новою изящною словесною тварью ту тварь, которая соделалась произвольно непотребною, пришел в сознание греха своего и раскаяние.
Тогда падший ангел еще не был вполне безнадежен. Случилось от посещения рая диаволом противное. Он заразился страшною завистью к новозданным человекам, и свой доступ в рай употребил, на то, чтоб извлечь из рая праотцев наших и присовокупить их как будущее племя к многочисленному сонмищу своих демонов. Успел в намерении своем диавол, склонил человеков отвергнуть повиновение Богу и подчиниться своему убийце. Это новое имя усвоено ему Священным Писанием: потому что человек, преслушав Бога, немедленно лишился Божественной благодати и умер душою. В таком положении он не мог оставаться жителем рая; изринутый из него на землю, проклятую ради греха его, он подчинился диаволу и начал рождать человеков, уже умерщвленных в нем душою, уже заблаговременно подчиненных диаволу: Ужасно наказание, которому подверглись в Адаме человеки! Но еще ужаснее наказание, которому подвергся человекоубийца ангел падший.
Человеку оставлена надежда к спасению, как обманутому и обольщенному, как сознавшему свое согрешение тотчас по совершении его; у диавола отнята эта надежда как у намеренного и ожесточенного злодея. (Быт. 3, 14. 15). Первая часть Божия определения на диавола низводит его на степень, низшую всех бессловесных животных, и отьемлет у него всякую возвышенную мысль, ведущую словесное создание к сознанию своего назначения. Все силы его существа отселе были направлены к одному злу, родному временному преступному преуспеянию: помышлению о его падении ему чуждо, он гордится своим состоянием, он радуется своим злодеяниям, ненасытно прилагает к прежним новые, не останавливается ни пред каким преступлением, жаждет погибели человеческой, преуспевает во вражде на Бога и в богохульстве, тщеславится и гордится ими. Весь сонм демонов разделяет с ним его состояние и, отвергшись истинного Царя Бога, его признает своим полным владыкою. Вторая половина изречения не менее разит гордого темного духа: тот, кто мечтал быть равным Богу, слышит, что семя низверженного человека, презираемого уже диаволом человека, будет блюсти его главу и сотрет ее, что победа его над человеком, в противность тому, как он мечтал, еще не совершена, но полагается вражда между ним и семенем жены, вражда и брань. В предсказании этой брани все условия победы склоняются в пользу человека; но и диаволу предоставлен способ приобрести победу блюдение пяты человеческой. Змей земной, под образом которого диавол обольстил человеков, пред вещественными очами нашими напоминает проклятие, произнесенное Богом на змея древнего: змеем древним Новый Завет назвал диавола в отличие от змей земных, сменяемых так часто смертью с поверхности земной. Змей древний до сих пор остается непременным; для смены своей и вечной смерти он ожидает Второго пришествия Христова.
Со времени падения человека соединяется история его духовной деятельности с историею духовной деятельности Ангелов Света и ангелов падших: причиною борьбы их и непрестающей брани соделался человек, который оставлен, так сказать, между надеждою спасения для святых Ангелов и надеждою погибели для ангелов падших.
Дьявольская Иерархия.
Говорят, что большинство дьяволов принимают жуткие формы - с головами зверей и чудовищ. Каждая религиозная система по-своему описывает демонов и чертей. В некоторых они занимают место согласно чину, или иерархии, как ангелы. Сатана находится в самой бездне ада, а менее злобные дьяволы на верхних уровнях, не столь уж удаленных от небес. Люди и земля занимают, считается, промежуточное положение между ангелами и дьяволами.
Падшие ангелы
Считается, что когда Люцифер был сброшен с небес, он взял с собой треть остальных ангелов, отправившихся с ним в ад. Падшие ангелы сделались демонами или дьяволами, искушающими людей совершать плохие поступки и лишающими их надежды на вечную жизнь. Считается, что они же и наказывают людей за грехи.
LUCIFER - Люцифер
Когда-то ближайшим к богу архангелом был Люцифер, что означает "несущий свет" ("Сын Зари", "Ангел Света"). Существуют различные легенды о нем, но по одной версии, когда бог создал Адама, первого человека, он велел архангелам поклониться ему. Люцифер отказался, и бог сбросил его с небес. Люцифер разозлился и бросил вызов богу, и в наказание архангел Михаил бросил его в бездну, в ад, и его стали называть Сатаной, Князем Тьмы, Вельзевулом и многими другими именами.
Считается также, что Сатана принял облик змея в саду Эдема и искушал Еву попробовать запретный плод познания. В этом образе он символизирует искушение сделать что-то плохое, что всем нам время от времени приходиться испытывать.
Гневный Асмодей
Асмодей, демон гнева с когтями на ногах и с несколькими головами. Демоны часто красного цвета, что должно являться символом адского пламени.
Князь Тьмы
Одно из многих имен Сатаны - Князь Тьмы, потому что ад представлялся темным подземельем, освещавшимся только кострами, разведенными дьяволами для наказания людей, присланных сюда.
BELIAL - Белиал
Еврейская форма “BLIOL”, что означает “Злой”. Талмуд ссылается на “Bel” и “ol” как на “без удержа”. Заветы двенадцати патриархов ссылаются на Белиала, как на архдиавола/демона, который излучается духами семи духов обольщения, входящих в мужчину и женщину при рождении. Работа с данным Сознанием занимает особое место в контексте различных магических инициаций. В иудейской энциклопедии Белиал, в соответствии с разными источниками, есть Антихрист, чей дух есть во многих, даже в Нероне, которого считают убийцей матери Христа.
LEVIATHAN - Левиафан
Еврейское “LVIThN”, изогнутый змей и дракон, который свёл Самаеля (Сатану) в союз с Лилит, от которой затем появился Каин. Левиафан является вневременным змеем, сравнимым с Тиамат, Хаосом и жестокостью, царство которого есть вода. Левиафан есть врата подсознания, где обретаются вся человеческая сила и духовная эволюция.
SATAN - Сатан
Еврейское “ShTN”, означающее “Противник”. Сатана есть титул Противника, но не отдельный, специфический дух, скорее эпитет Ахримана или, возможно, апокрифический дух “Yaltabaoth”.
MAHAZAEL - Махазаель
От еврейского “MHZAL” и “MZ”, означающее “пожирать” или “поглощать”. Явлется очень мощным Сознанием. Работая через него можно превратить любой Системный объект или субъект в неопределенную аморфную массу.
SAMAEL -Самаэль
В Книге Мага Абрамелина Матерс ссылается на “Uro”, что означает “гореть” или “пожираться пламенем”, сравнимое с Uriens и латинскими Urios и Urieus, именем Юпитера как Духа, главенствующего над ветром. Говорится, что раввины называли его “SMAL”, Самаелем, что буквально означает “фигура” или “идол”. Это один из главных духов Клиппот, это есть “Ахриман” Йатуких и мужское представление Противника, в то время как Лилит является женским дополнением.
Самаель называем Принцем Демонов, и его имя буквально означает “Яд бога”, и он есть дух Воздуха (астральный план, сновидение). Самаель, будучи тем же, кто и Люцифер, Ахриман, Сет, Азазель, есть во всех отношениях падший серафим, чьё желание индивидуального мышления и способности управлять собственной судьбой привело к падению.
Как написано в “The Fourth Book of Occult Philosophy”, Агриппа ссылался на сочинения Питера Ломбардуса, “Что Дьявол был прежде своего падения Архангелом и имел прекрасное тело, составленное богом из превосходнейшей материи небес и воздуха; но после своего падения, он перестал быть Архангелом и стал Апостатом, его тело перестало быть хорошим и тонким; но его тело было сделано таким образом, что оно могло испытывать страдания от более тяжёлой субстанции качества более неясного, тёмного и неуправляемого Воздуха, и это тело было также отмечено негодующим безумием гордости, что привлекло очень много Ангелов к служению ему, и они стали Дьяволами, кто ради него в этом многобедном мире совершают свои деяния”.
LILITH - Лилит
Еврейское “LYLYT”. Супруга Самаеля и королева демонов и ночных духов. Энергия данного Сознания особенно активна на Земле в периоды "черной луны".
ISHET ZENUNIM -Ишет Зенуним
Еврейское “AShTh ZNVNIM”, есть имя Матери Блудниц, Супруги Самаеля, Лилит.
Согласно Рафаелю Патаи, одно из самых ранних упоминаний о Лилит было около 2400 до н. э., и она была называема Лиллу-демон. Лиллу были классом вампирических демонов, ищущих сексуальное желание/удовлетворение и поглощающих часть этого у тех, с кем спят.
Другая легенда, представленная в Зохаре, говорит о Лилит как о первой жене Адама, ушедшая затем от него, привязавшаяся к Каину и через их соития породившая множество демонов и суккубов, которые наполнили землю. В средневеком томе Мидраша Лилит и Наама спали с Адамом, чтобы зачать то, что называют “Чумой Человеческой”.
CHIOA - Чиоа
Еврейское “CHIVA”, имя Зверя при соединении Самаеля и Ишет Зенуним. Смотри по отношению к алхимии личности и становлению.
Ahriman - Ариман - Ахриман
Князь Тьмы в зороастризме. Ахриман считается братом, созданным Зурваном, и оппоизиционирующей силой Охура Мазде. Ахриман также известен как Ангра Маинью, более старый титул Ангра Маинбю – “злой” или противодействующий дух. Ахриман – это чародей, достигший возможностей бессмертия и силы над Тьмой и тенью. Тот, кто воплощает его намерение. По отношению к чародею или практику Йатук-Диноих, индивиддум стремится развитием своей собственной системы чародейства стать как Ахриман, как это сделал Акхт-Джаду в зороастрийским сказаниях. Ахриман также называем Великим Змеем или Драконом, чей дух есть меняющий облик и испытатель плоти и разума. В некоторых зороастрийских сказаниях считается, что Ахриман и Дэвы, его ангелы, существовали между землёй и неподвижными звёздами, которые по сути соответствуют элементу Воздуха (как и Люцифер в поздних толкованиях). В мифах творения Ахриман первым увидел свет и прыгнул в воздух в форме змеи, небо раскололось, когда он принёс Тьму во свет.